Интервью с выпускником. Александр Власов, ИНГГ СО РАН

Александр Власов:
«
Специалист в области информационных технологий — гуманитарий с хорошим «алгоритмическим» мышлением»

Alexandr Vlasov fit

Вопреки распространенному стереотипу, факультет информационных технологий НГУ готовит не только программистов для IT-компаний, но и научные кадры для институтов. Кандидат технических наук Александр Власов – яркий тому пример. Научно-исследовательскую деятельность в ИНГГ СО РАН он успешно сочетает с работой ведущего программиста на научно-производственном предприятии геофизической аппаратуры «Луч» и преподаванием в университете. О преимуществах обучения на нашем ФИТ, своем профессиональном пути и специфике работы программиста на стыке разных областей знания Александр рассказал в нашем интервью.

 Александр, Вы поступали на факультет информационных технологий НГУ больше десяти лет назад. Какие воспоминания сохранились у Вас об этом периоде?

– Я окончил экономическое отделение Высшего колледжа информатики и планировал связать себя именно с этим направлением. Программирование на тот момент было для меня неким побочным знанием, приобретенным во время учебы.

Но, ознакомившись с программой экономического факультета, я засомневался в правильности своего выбора. И до последнего дня подачи документов не знал, какое же направление выбрать. Помню, как в тот день вышел из университета, сел на ступеньки и задумался о том, куда же мне поступать. Решил выбрать тот факультет, на который будет самый большой конкурс. На факультет информационных технологий было подано 210 заявлений, конкурс – семь человек на место. Так я и поступил на ФИТ.

– Как менялось Ваше отношение к факультету информационных технологий НГУ в процессе обучения?

– Учеба на первом курсе давалась мне легко. В колледже я получил довольно хорошую подготовку по программированию, поэтому вначале основная часть времени уходила на изучение математики и физики, которые были мне интересны. На втором курсе пошли уже новые для меня предметы по информатике – сетевые технологии, объектно-ориентированное программирование. Они потребовали от меня больших усилий. Оглядываясь назад, я понимаю, что все курсы, которые я слушал, затем пригодились мне в той или иной мере. В том числе гуманитарные. ФИТ дает комплексное обучение. Никто не знает, как бы мы программировали, если бы не читали «Евгения Онегина» или не знали бы основ квантовой механики. Я считаю, что широкий кругозор необходим специалистам в области информационных технологий, поскольку он помогает развиваться и профессионально расти. Мои однокурсники нашли себя в самых разных сферах деятельности – в науке, IT-компаниях, собственных бизнес-проектах. Знания и навыки, полученные на факультете, они активно используют каждый день.

– Чем работа обычного IT-специалиста принципиально отличается от работы программиста, решающего какие-либо геофизические задачи? В чем специфика работы в Вашей области?

 Для меня работа в нефтегазовой области - это возможность приложить на практике тот широкий спектр знаний, который был получен на ФИТ: от квантовой механики до методов математического анализа. А также взаимодействие непосредственно с ведущими специалистами, осуществляющими масштабные нефтегазовые проекты в нашей стране. В современной нефтегазовой индустрии информационные технологии - это тот локомотив, который позволяет людям разных специальностей решать комплексно такие сложные задачи как поиск, добыча, транспортировка, переработка и реализация углеводородов. С каждым годом доля программных систем в этой области увеличивается лавинообразно и возможностей для работы по нашей специальности становится все больше.

– Зачастую Вы взаимодействуете со специалистами, далекими от программирования. Что привлекательного может быть в том, чтобы реализовывать себя на стыке совсем разных областей?

– В первую очередь, это колоссальная самоотдача. Например, недавно мы применили методы динамического программирования - волновой алгоритм Ли поиска кратчайшего пути в лабиринте, для решения задачи построения межскважинной корреляции. И теперь на этот процесс у геологов уходит не неделя, как раньше, а всего один день.

В геофизике граница между наукой и производством очень размыта, поскольку это направление деятельности по сути комплексное, впитавшее в себя передовые достижения из разных областей. Бок о бок здесь работают математики, физики, специалисты в области приборостроения и информационных технологий, и этот симбиоз всегда дает новые, полезные результаты. Геофизики первыми, после военных, освоили ЭВМ для решения своих прикладных задач. И сегодня эта область знаний продолжает динамично развиваться.

– Вы соединяете в себе три ипостаси – преподавателя, исследователя и специалиста на производстве. Как они связаны между собой?

– Знания, которые генерируются в стенах нашего Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН мною и моими коллегами, каждодневно необходимы для решения практических задач на производстве, в том числе и для создания новой аппаратуры. Эти знания бесполезны, если их не воплотить в конкретную технологию, аппаратуру, программную систему и не передать другим людям.

В среднем, за год, в командировках я провожу около 2-3 месяцев в различных уголках нашей страны, где внедряю свои разработки и общаюсь на местах с ведущими специалистами крупных компаний, которые делятся своими задачами, опытом. Полученный знания я использую в своей работе и стараюсь передать своим студентам.

По большому счету и работа в институте, и преподавательская деятельность в университете – все это направлено на создание новых технологий в геофизике, наверное, это мое понимание знаменитого лаврентьевского треугольника «наука-образование-производство».

– Вы довольно рано начали преподавать. С чего началась эта деятельность?

– Мне в свое время очень понравился курс, связанный с созданием сложных программных систем при помощи подходов объектно-ориентированного программирования. После того, как курс закончился, я активно читал литературу по этой теме, и, когда я только защитил диплом бакалавра, у меня родилась идея преподавать в университете. К тому времени у меня набралось много теоретических знаний и практического опыта по этому направлению, поскольку я реализовал несколько сложных программных систем, которые внедрил на производстве. Мне хотелось поделиться этим.

От деканата мне поступило предложение провести семинарские занятия в одной группе по анализу дизайна. Я учился на первом курсе магистратуры и преподавал третьему курсу. Мне понравилось, поэтому после получения диплома магистра я взял несколько студентов специализироваться в ИНГГ СО РАН. Затем с каждым годом я стал набирать по несколько студентов для прохождения дипломной практики. За шесть лет больше двадцати студентов защитилось под моим руководством и соруководством. В основном это студенты факультета информационных технологий, но есть с физфака и мехмата.

По моему мнению, преподавать надо начинать тогда, когда ты уже не можешь не делиться теми знаниями, умениями, опытом которыми владеешь. Знания не переданные другим людям — мертвые знания.

– Какими проектами Вы занимаетесь особенно активно в настоящее время? Расскажите о них поподробнее.

– Сейчас большую часть своего времени я посвящаю работе над проектом, связанным с созданием новой аппаратуры для скважин. Это комплекс СКЛ, разрабатываемый на научно-производственном предприятии геофизической аппаратуры «ЛУЧ». Он уникален, поскольку позволяет производить все измерения за один спуск и подъем, что существенно сокращает сроки строительства скважины, а это, в свою очередь, приводит к существенной экономии средств. Я занимаюсь созданием программных систем для обслуживания этого комплекса. Отчасти это работа, связанная с решением каких-либо инженерных, технических задач. Но так как этот комплекс новый и производит измерение физических величин, которые раньше не измерялись в скважине, то их обработка и получение новых свойств пространства около скважины предполагает и научную составляющую этой работы. Эти новые знания очень важны для разработки месторождений Западной Сибири в поздней стадии эксплуатации.

– Что лично Вам дало обучение на факультете информационных технологий НГУ?

– Самое главное, что факультет мне дал, кроме тех знаний, которые я использую каждый день, умение алгоритмически думать. Это помогает в конструктивном решении каждодневных задач. После обучения в НГУ моя жизнь качественно изменилась не только в профессиональном плане, но и в плане взаимоотношений с людьми, досуга и прочего.

– Прошло больше шести лет с тех пор, как Вы окончили ФИТ НГУ. Как бы Вы сформулировали конкурентные преимущества факультета?

Важно, что обучение на ФИТ – это не только доступ к передовым технологиям, а еще и возможность научиться у создателей этих технологий, как правильно их применять. Для начинающего IT-специалиста – это такая же удача как, например, для молодого хирурга учиться у Николая Ивановича Пирогова, ассистировать ему. Для меня таким «Пироговым» стал академик Михаил Иванович Эпов.

Факультет имеет хорошо выстроенный учебный процесс, включающий как курсы, дающие полный спектр знаний об информационных технологиях, так и очень хорошую подготовку по математике и физике.

Когда я учился на первом курсе, я думал, что выпускники ФИТ — это такие люди-одиночки, которые сидят и пишут некий программный код, который никто не понимает кроме них, и потом из этого получается что-то необыкновенное. На деле – для того чтобы получился качественный продукт, который понятен пользователям, нужно общаться с множеством людей из самых разных сфер деятельности и применять знания из разных областей. Так, например, сейчас 80 % из того, что написанного для программной системы, — это не код, а текст, связанный с описанием проекта, в том числе и пользовательская документация.

Сегодня я думаю, что специалист в области информационных технологий — это гуманитарий с хорошим «алгоритмическим» мышлением.

– Александр, за что Вы любите свою работу?

Я люблю эту работу за то, что она позволяет мне заниматься тем, что я считаю нужным и правильным. Приятно видеть отклик от других людей, которые пользуются продуктами моей деятельности. Когда вы написали программу, приехали на скважину, запустили ее, получили с ее помощью какие-то измерения и сделали выводы, а, значит, новые знания, — все это наполняет энтузиазмом. Ради этих ощущений несомненно стоит работать. Воодушевляет общение со студентами, которые у меня специализируются. Радует, когда у них складывается профессиональная жизнь так, как им того хотелось бы.