Вера Ильина: «ФИТ — это правильный выбор!»

Бывает, смотришь на девушку, и понимаешь – нимфа. Таким бы писать стихи или играть на арфе. Именно такой кажется Вера Ильина на первый взгляд. Не зная ее, можно очень сильно удивиться, узнав, что она заканчивает магистратуру факультета информационных технологий и уже работает разработчиком в очень перспективной организации. Она вместе с группой студентов ФИТ участвовала в большом проекте НГУ и компании Parallels, осуществленном при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. А совсем недавно побывала на Губернаторском балу, куда приглашаются только самые выдающиеся студенты города. Мы поговорили с ней о планах на будущее и о том, какие возможности дает ФИТ своим студентам.

— Почему ты решила пойти учиться на ФИТ?

— Мне всегда были интересны математика, физика и информатика. В 10-11 классах я училась в инженерном лицее при НГТУ. А вот поступать решила именно в НГУ, потому что, как обстоят дела в НГТУ, я уже знала, и было не очень интересно. Хотелось чего-то более сложного. Однажды приехала в Академгородок на олимпиаду, и мне очень понравилась атмосфера. Думаю, что ФИТ — это был правильный выбор. Потому что на ММФ было бы слишком много математики, на физфаке — сплошная физика. А факультет информационных технологий объединяет все эти предметы в нужном мне соотношении.

После окончания бакалавриата, решила поступать в магистратуру. Было интересно, что еще факультет мне сможет предложить. К тому же, в магистратуре можно совмещать учебу и работу по специальности.

— Расскажи, где ты работаешь?

— Я искала такую работу, где будет не просто одно программирование, но также и научно-исследовательская составляющая. Последние полгода работаю в небольшой фирме «Speaktoit», которая занимается разработкой системы распознавания голосовых или текстовых команд человека. С ее помощью, например, можно сделать чат-бота, принимающего заказы в службе доставки пиццы. То есть программа из запроса понимает, какой тип пиццы нужен, распознает адрес и время доставки. Он может задать дополнительные вопросы (например, наличный или безналичный расчет), а затем сформировать заказ и оправить его на выполнение.

Есть еще один пример использования этой технологии — мобильное приложение «Ассистент», созданное нашими разработчиками. Оно позволяет управлять телефоном с помощью голоса: устанавливать будильник, узнавать погоду и многое другое.

Я сейчас занимаюсь обработкой выше упомянутых запросов, извлечением всех необходимых параметров и определением намерения пользователя. Для того, чтобы все это работало, используются технологии машинного обучения и обработки естественного языка. Исследовательская часть состоит в том, чтобы понять, какие алгоритмы машинного обучения нам использовать, и как их применить конкретно для наших задач. Тут нужно проводить много экспериментов, читать научные статьи, и, что самое интересное, анализировать результаты. Понимать, почему мы, например, обучали алгоритм находить одни параметры, а он выучился распознавать совершенно другие.

Мне нравится моя работа, она вдохновляет своими сложными задачами, я чувствую себя нужной и приносящей пользу. И знания, полученные в университете, могу применять на практике. Это говорит о том, что я потратила шесть лет не на получение диплома, а на приобретение реально актуальных и полезных навыков, которые мне сейчас невероятно помогают.

— Как ты считаешь, нужно ли работать во время учебы?

— Мне кажется, работать нужно. Это возможность применить свои знания в решении реальных задач. Учеба в магистратуре логически перетекает в то, что нужно работать, потому что ты уже знаешь все, что надо.

— Во время учебы тебе удалось поучаствовать в проекте, осуществленном по гранту Министерства образования и науки Российской Федерации. Расскажи, чем вы занимались?

— На третьем курсе в рамках летней школы, которую каждый год проводила компания Parallels, зародился проект, в котором участвовали несколько наших студентов. Расскажу немного о том, в чем заключалась суть идеи.

Есть база данных, которая находится не на нашем компьютере. При этом, данные очень важные и мне бы не хотелось, чтобы кто-то посторонний получил к ним доступ. Поэтому их нужно зашифровать, то есть превратить их в такой вид, чтобы посторонний не смог их прочитать. Еще в базе данных можно сортировать составляющие, к примеру, фамилии по алфавиту. Однако этого нельзя сделать, если база зашифрована. Поэтому нам нужны такие алгоритмы, которые бы позволяли проводить операции прямо с зашифрованными данными.

Самая «фишка» проекта заключалась в гомоморфном шифровании. Ее придумал наш научный руководитель Сергей Федорович Кренделев. Гомоморфное – это значит, что программа может выполнять математические операции с зашифрованными данными. Со сложением все было достаточно просто, а с умножением – гораздо сложнее. Сергей Федорович придумал, как можно выполнять умножение. И наши дипломы на этом завязаны.

После летней школы проект включили в конкурсную заявку на грант, и мы выиграли. С 4-ого курса мы уже над темой вплотную работали. Конкретно я занималась разработкой только самих алгоритмов шифрования и реализацией их в виде криптографических библиотек, которые ребята (Диана Анисютина, Кирилл Шатилов, Владислав Бойко, Артем Суманеев) потом интегрировали в базу данных.

По этому проекту у нас были полугодовые отчеты по скайпу перед специалистом из Москвы, который курировал нашу работу. Он контролировал, как мы выполняем техническое задание. Ему нужно было буквально по буковке объяснять каждый пункт и показывать все файлы с кодом.

— Что сейчас с проектом?

— Грант завершился. Насколько я понимаю, сейчас компания Plesk, входящая в холдинг Parallels, разбирается с результатами и пытается их в каком-то виде внедрить. Мы уже над этим не работаем, только наши магистерские диссертации основаны на этом материале. Такая серьезная работа, несомненно, дает очень ценный опыт. И я рада, что нам удалось принять в ней участие.

— Ты учишься в Школе анализа данных Яндекс. Расскажи, как попала туда, и чему там учат?

— Ну, с первого раза я не поступила. Тест написала очень средненько, а на собеседовании, которое проходило по скайпу, разволновалась и нарешала все очень плохо. Меня не взяли, но я пошла вольнослушателем. Нужно было сдать три курса точно в срок, тогда принимали на учебу. И у меня получилось. Но я еще не закончила обучение.

Там дают интересные курсы по алгоритмам, программированию, машинному обучению, которое сейчас является очень перспективным направлением в нашей сфере. Очень много теоретических лекций по математике, статистике теории вероятности. Честно говоря, Школа анализа данных, наверное, самое сложное испытание в плане учебы. Но я планирую закончить.

— Недавно ты вместе со своим однокурсником (и мужем) Александром Ильиным побывала на Губернаторском балу. Кто вас туда пригласил?

— Можно я начну немного отвлеченно? ФИТ — классный факультет, который дает очень много крутых возможностей. Студентом здесь быть приятно. За время учебы мы с Сашей собрали почти все возможные стипендии: Правительства, Президента, Бейкер Хьюз. Несколько раз мне присуждали стипендию Учёного совета НГУ имени академика А.П. Ершова. А в прошлом году факультет помог нам поехать отдыхать в Крым. На Губернаторский бал этой весной нас отправил деканат ФИТ. Я очень давно хотела поучаствовать в подобном мероприятии, но мне никак не удавалось заманить Сашу. Он же часто по олимпиадам разъезжает. А тут все совпало.

Мы долго готовились, разучивали для «визитки» вальс. Но потом пришла преподаватель актерского мастерства и все поменяла за день до выступления. Очень волновались, конечно, но, в итоге, все достаточно хорошо смотрелось. Организация, правда, немного подкачала, и во время бала пришлось несколько раз переодеваться из одного платья в другое, потому что наш номер постоянно отодвигали. Но это, конечно, пустяки. В остальном, нам все понравилось.

— Чем еще интересным удалось заняться во время учебы на ФИТ?

— В начале магистратуры мне была интересна робототехника. Поэтому я вместе со своей знакомой пошла в зимнюю школу робототехники, которую устраивала команда ребят из НГУ. Мы тогда сделали машину, выдувающую мыльные пузыри. И это совсем другой опыт, именно прикладное программирование, которое заставляет механизмы двигаться. Правда, все это у меня совпало с поездкой на конференцию «РусКрипто», но роботами я тогда «загорелась».

А летом получилось пойти на школу преподавателей робототехники. У нас в Новосибирске есть «Лига роботов». Они учат детей из конструктора собирать механизмы и базово программировать специальные чипы. Мне удалось даже немного поработать в школе с ребятишками. Это было очень интересно, но и очень сложно. Я поняла, какие эти дети все-таки умные. Они гораздо круче, чем я была в их возрасте.

Вообще, только сейчас понимаю, как много возможностей не использовала во время учебы. В университете куча спортивных секций, кто-то из лука стрелял, а мы даже не пробовали. Или, когда готовились к Губернаторскому балу, попали в школу танцев. Я давно хотела туда сходить, но как-то боялась. А тут оказалось, что там атмосфера невероятная. Поэтому, думаю, нужно пробовать во время учебы как можно больше интересных вещей.

— Кем ты видишь себя в будущем?

— Это сложный вопрос. Пока я вижу два пути. Первый — стать очень хорошим востребованным специалистом в какой-то узкой области. Второй путь — свой проект или приложение. Мне почему-то хочется придумать развивающее приложение для детей. Это моя золотая мечта! И, конечно, хочу семью крепкую. Думаю, это очень важная часть жизни, о которой нельзя забывать.

Александра Трофименко